Адам и Ева

Проституция, часть 1.  Возникновение проституции в эпоху древних цивилизаций и античности

История проституцииПроблема проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Самая что не есть древнейшая профессия (напомним, что вторая древнейшая профессия – журналистика :) ). Рассуждать о проституции сложно, отношение к ней противоречивое , это чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается много сотен лет.

 

 

Проституция, часть 1.  Возникновение проституции в эпоху древних цивилизаций и античности

История проституцииЧто такое проституция?

Проблема проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Самая что не есть древнейшая профессия (напомним, что вторая древнейшая профессия – журналистика :) ). Рассуждать о проституции сложно, отношение к ней противоречивое , это чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается много сотен лет. Римское право послужило основой для всех определений проституции позднейшего времени вплоть до настоящего. Эти определения можно разделить на две большие группы: первая видит сущность проституции в "публичном непотребстве", вторая - в "продажности" проституированной женщины.

 

Любой женский сайт может затронуть эту тематику, ведь это актуальная проблема для нашего общества


«Проституция есть определенная форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично отдается, более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко - без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления или других половых деяний с этими лицами, или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его; причем проституированный субъект, вследствие своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип, отмечается в «Общественной и научной мысли России 19-го – начала 20-го вв. о социальной сущности проституции».
В общее понятие "проституция" включается также и сводничество к которому в известном смысле принадлежит и способствующее развитию проституции и провоцирующее ее сутенерство. Действительно и то, и другое можно назвать косвенной проституцией. Римское право, как известно, тоже причисляло сводниц к проституткам.


Проституция в Вавилоне и Месопотамии.

Отдаться за деньги было первоначально религиозным актом, это происходило в храме богини любви и деньги шли в сокровищницу храма. Древнегреческий историк Геродот писал про Вавилон «Там существует диковинный обычай: всякая женщина, родившаяся в Шумере, обязана хотя бы раз в жизни отправиться в храм богини Иштар и в знак гостеприимства за символическую плату предложить себя первому встречному» Влияние богини Иштар распространилось на весь Средний Восток, достигло Сардинии, Сицилии и средиземноморских портов. Позднее, когда возникла Римская империя, другая богиня по имени Веста требовала от посвященных ей либо непорочной девственности, либо безудержного распутства. Чтобы поддерживать священный огонь в храме Весты, ее жрицы занимались тем, что обучали юношей царского рода плотской любви.  Гиеродулы ( в Древней Греции и греческих колониях рабы и рабыни, принадлежавшие храмам; во многих местах, в особенности в городах Передней Азии и Коринфе, женщины гиеродулы занимались храмовой проституцией), в храмах Анаитис в Армении, Афродиты в Коринфе, а также состоящие при храмах в Индии религиозные так называемые баядерки ( танцовщица) были первыми проститутками. Знамениты были гиеродулы в коринфском храме Афродиты, где было собрано более тысячи девушек; это был притягательный пункт для греческих мужчин.


У других народов гетеризм ведет свое происхождение от предоставления девушкам до брака половой свободы и следовательно также пережитком группового брака.


Войны во все времена приводили воюющие страны к экономическим неурядицам, истощяли средний класс, повергали в голод и жуткую нищету низшие сословие. Такое положение складывалось как и в Месопотамии как за 3 так и более тысячелетий до н.э., так и после в государствах, образовавшихся во времена ислама, но разрозненных войнами. Храмы Месопотамии не могли принять в услужение всех дочерей обнищавших горожан. Получившие отказ вынуждены были зарабатывать себе на жизнь заурядной проституцией, предлагая себя и сбивая храмовые цены ( где «услуги» оказывали жрицы). Так постепенно стерлись границы между сакральной и обычной проституцией. С ростом городов росла бедность и все больше падали нравы. Вскоре число «публичных» стало так велико, что «культовым» проституткам даже выходить на улицы и рынки, что бы конкурировать с ними. В связи с этим Ашшуре были изданы законы, строжайше запрещавшие «публичным» и «культовым» проституткам закутываться в покрывало, как было принято для замужних женщин. В связи с этим законом не одна порядочная женщина не могла выходить на улицу с непокрытой головой, что бы не выглядеть «свободной» женщиной.

 




Проституция в древней Греции.


Многие историки сходятся во мнении, что первым управленцем и профессиональным сутенером был Солон – такой себе мудрец на несколько фронтов, отмечает портал www.sunny-woman.com.ua . Ему первому пришло в голову торговать похотью и чужим телом. Он же первый организовал и публичные дома, налог с которых отправлялся в государственную казну. Не исключено, что именно ради государственных целей проституцию впервые и легализовали. Как известно, любой труд должен справедливо облагаться налогом. И торговля собственным телом – не исключение. Тот же Солон, не долго думал и над названием своих подопечных, с латини слово «ргоstаге» переводится, как продаваться публично, от него и произошло слово проститутка, или «продажная женщина». Правда, женщин для проституции он своих сперва покупал, и, как правило, первыми проститутками становились рабыни, а потом продавал. Своеобразная спекуляция, но чего не сделаешь ради казны. Стоит отдать должное Солону – узаконил он проституцию исключительно в борделях. Содержанки, наложницы или просто любовницы проститутками не считались. Ну а отдельной статьей проходили гетеры, которые занимали самую высшую ступень в классификации женщин, торгующих свои телом. Кстати, последние были настолько привилегированны, что могли самовольно выбирать себе не только партнера, но и публичный дом, в котором собирались скоротать вечер. Дейктерион ( дом терпимости) был, подобно храмам у греков и римлян и христианским церквям в средние века, неприкосновенен. Ни для одного гражданина, каково бы ни было его общественное положение, не считалось позорным посещать эти дома терпимости.  Кстати, публичные дома были и своеобразным убежищем – посетитель считался там абсолютно неприкосновенным – будь то бандит с большой дороги или политический преступник – пока он находился под покровительством гетер и публичных женщин.  Надо сказать, приблизительно за 150 лет до нашего летоисчесления и храм иерусалимский был обычным местом сборищ публичных женщин. «В Древней Греции проститутки, сообразно тем податям, которые они платили, стали делиться на несколько разрядов: самая дешевая, рабыня, принадлежавшая хозяевам заведения называлась «порнай»; ступенью выше находилась «перипатетика», искавшая клиентов на улице; и на самом верху располагались наиболее красивые и дорогие «гетеры», что по-гречески означает «спутница»

Интересно, как же складывалась судьба тех проституток, у которых неожиданно предполагались роды? После рождения ребенка они переставали вести распутный стиль жизни.

Солон на доходы учрежденных им в Афинах публичных домов построил храм в честь богини проституции против ее статуи, у подножия которой собирались процессии верных прозелитов этой богини. Афинские гетеры принимали деятельное участие в празднествах в ее честь, которые совершались в четвертый день каждого месяца и во время которых они занимались своим ремеслом в пользу этого храма. Другие такие же храмы находились в Фивах, в Беотии и в Мегаполисе, в Аркадии.

 

 

Культ Афродиты был не что иное, как культ проституции, как это доказывают различные названия, данные этой богине.Так, она называлась "Pandemos" (всенародной), "Hetaira" или "Porne" (гетера, представительница грубой чувственности), "Peribasia", по латыни - "Divaricatrixa" - слово, содержащее намек на похотливый акт. Затем ее называли "Melanis", то есть черной, или богиней любовной ночи, потому что храм ее был окружен непроницаемым для дневного света лесом.


К какому бы классу проститутки ни принадлежали, положение их в Древней Греции было официально, и находились они всегда в зависимости от народа. Они, например, не имели права самовольно оставлять пределы республики, не испросив на то предварительно разрешения архонтов, которые давали его только в тех случаях, когда были уверены, что уезжавшие вернутся назад на свое место жительства.
Гетеры занимались своим ремеслом совершенно свободно, публично, и это доказывает, насколько нормальным явлением считалась во все времена проституция. Если молодому афинянину нравилась какая-нибудь гетера, он, по словам Люциана, Алкифрона и Аристофана, писал ее имя на стенах храма, прибавляя к нему несколько лестных или шутливых эпитетов. Утром каждая куртизанка посылала свою рабыню читать на стенах храма надписи, и если в числе их находилось и ее имя, то она в знак согласия отправлялась в храм и там ожидала своего поклонника у своей надписи. Эсхил прямо говорит, что "гетеры торгуют собою у ворот храма".


Не только в Греции проституция находилась под покровительством государства. Первым гермо ( содержателем домов терпимости) стали государства и таких стран как Румыния, Израиль ( Иерусалим), Индия, Япония, Рим.

 




Проституция в Римской империи.

сертификат соответствия

С возрастающим могуществом и увелечением богатства Рима строгие нравственные принципы уступили место порокам и самому безобразному распутству. Мужчины и женщины старались перещеголять друг друга в разврате. Число женских публичных домов увеличивалось, а рядом с ними среди мужчин все больше распостронялась греческая любовь (гомосексуализм). В Риме число молодых мужчин, занимавшихся проституциев, было одно время больше, чем число женщин-проституток.

 


У Плавта (сер. III в.до н.э. - ок. 184 до н.э.) существует еще несколько терминов, которыми он называет женщин, зарабатывающих своим телом. Кроме "guaestuosa", Плавт употребляет еще для проституток названия "meretrix" (от слова "merere" - зарабатывать, именно непотребством), "prostibulum" (от "prostare" - стоять перед публичным домом), "proseda" (от "prosedere" - сидеть перед публичным домом).
Грамматик Ноний Марцелл (IV в н.э.) определяет разницу между "meretrix", или "menetrix", и "prostibulum": первая занимается своим ремеслом в более приличных местах и в более приличной форме - она остается дома и отдается только в темноте ночной, между тем как prostibulum день и ночь стоит перед борделем.


Здесь мы имеем первое определение свободной, или тайной проституции и проституции публичных домов, определение же Солона относилось только к последней. Тем самым понятие о проституции в отношении к низшей форме ее - гетеры не причислялись сюда - расширилось. Одни смотрели с презрением на других, клиенты которых рекрутировались из низших слоев народа и из рабов.
Весьма любопытно, считает женский портал www.sunny-woman.com.ua , что римские юристы получение платы за половой акт еще не рассматривали как проституцию. Они придерживались того мнения, что денежное вознаграждение не составляет сущность проституции, что оно не столь позорно, как эта последняя, а зависит лишь от отношений между мужчиной и женщиной. Просто, по убеждению римлян, каждый мог зарабатывать, как мог. Но если эта дама имела отношения со многими мужчинами без разбору, только тогда она зачислялась в разряд «публичных». Хотя, «многие мужчины» понятие тоже весьма условное. На протяжении нескольких веков юристы и священнослужители никак не могли определиться с понятием «много». Для одних оно составляло минимум 40 мужчин, для других – 60, ну а нашелся такой поборник правды, который утверждал, что женщина становится проституткой, только если она имела половой контакт с… 23 000 мужчинами… Откуда взялась такая цифра, удивляется портал www.sunny-woman.com.ua ?


Разврат в римской империи принял такие размеры, что угрожал существованию империи. Нарушение брака сделалось общим, женщины следовали примеру мужчин. Некоторые знатные дамы записывались в регистры эдилов как проститутки. Подобный разврат в сумме с гражданскими войнами усилили безбрачие и бездетность. Ввиду этого в 16 году до нашей эры Август создал так называемый юлианский закон, по которому вознаграждалось деторождение и подвергались наказанию римские граждане и патриции, не вступившие в брак. Впоследствии юлианский закон был еще более усилен. Тиберий издал указ, по которому продавать себя за деньги не могла ни одна женщина, дед, отец или муж которой не были римскими воинами. Замужние женщины, вносившие свои имена в регистр проституток, считались нарушительницами брака и высылались за пределы Италии.

 

Автор: lessenok

Рисунок: Юлия Витер

Источник: www.sunny-woman.com.ua