загрузка...

Атрибутика и сексуальная символика - продолжение

 

Если египетские памятники уводят нас в неизведанную даль времен, то символы, которые они содержат, по-видимому, не являлись изобретениями этой страны, но были восприняты у некоего народа, еще более древнего, проживавшего на другой стороне Эритрейского моря. Один из наиболее ярких из них — змея, обладающая капюшоном; эта рептилия обитает только в юго-восточных частях Азии, но я обнаружил ее очень точное изображенное на обелиске Рамзеса, а также видел, сколь часто она повторяется на Таблице Изиды и других памятниках символизма египтян. Ее можно также найти среди скульптур в священных пещерах острова Элефанта; и она же часто является деталью многих идолов у современных индусов, объясняющих смысл этого смехотворными баснями, на которые обстоятельно ссылается Зоннерат; и некоторые не стоят того, чтобы их повторять. Возможно, мы смогли бы проследить связь этих символов и с многими другими подобными примерами, имей мы точно срисованные изображения руин Верхнего Египта.
Сравнивая друг с другом колонны, которые египтяне сооружали по образу растения нелюмбо, и наблюдая, как различаются способы украшения их, мы можем открыть происхождение того архитектурного ордера, который греки по месту его предполагаемого изобретения называют коринфским. Вначале мы обнаруживаем простой колокол, или семенную коробочку, используемую в качестве капители, без каких-либо дополнительных вариаций, если не считать небольшое расширение дна снизу, чтобы придать конструкции устойчивость (см. илл. XIX, рис. 6). В следующем случае та же семенная коробочка окружена листьями какого-либо другого растения (см. илл. XIX, рис. 7), которое варьируется на различных капителях в зависимости от смыслов, которые намеревались выразить этими дополнительными символами.
Греки украшали их точно так же, дополняя листьями аканта и другими видами лиственного орнамента; и прочие символы их религии вводились в качестве орнамента в антаблемент, вместо того чтобы вырезать их на стенах построек или столбах колонн. Один из них, встречающийся наиболее часто, — тот, который архитекторы называют жимолостью, но который, как ясно показал мне сэр Джозеф Бэнкс (коему я признателен за все сказанное мной в отношении лотоса), являет собой изображение молодых ростков этого растения, в момент, когда они разрывают семенную коробочку и вот-вот выпадут из нее. В деталях подобный орнамент различается в зависимости от места и времени его создания; греки обыкновенно изображали как растительность, так и диковинных животных, сочетая несущие различную символическую нагрузку растения и соединяя их воедино; почему их часто чрезвычайно трудно распознать. Но образец, который я привожу, отличается такой определенностью, что в нем вряд ли возможно ошибиться (см. илл. XIX, рис. 3). Этот рисунок встречается на многих греческих медалях наряду с животными-символами и воплощенными атрибутами божества, что сразу заставило меня заподозрить — данный орнамент не простой, но обладает неким мистическим смыслом, присущим почти любому украшению священных сооружений греков.
Квадрат ранее упомянутого индийского памятника, на котором распростерся лотос, время от времени заливается водой, которая, посредством нагнетающего механизма, вначале извергается из ствола лингама. Поливание водой священных символов является способом поклонения, весьма распространенным среди индусов, особенно в обрядах, посвященных Быку и лингаму. Его значение было уже объяснено в случае греческого Пана, во время обряда поклонения символу его плодотворной силы (см. илл. V, рис. 1). Территория греческих храмов в некоторых случаях заливалась водой подобным же образом; вскоре я приведу тому пример.
Мы также находим, и не так уж редко, маленькие переносные алтари примерно такой же формы, изготовленные греками: их пространство точно так же заливается посредством фонтана в центре, а фигуры рельефа, украшающего стороны, судя по внешнему виду, явно посвящены тому же культу Приапа, или лингама (см. илл. XIV). Такие же квадраты оттиснуты на множестве древнегреческих медалей; иногда они поделены на четыре части, а иногда на большее количество отделений (см. илл. XIII, рис. 1, 3).
Собиратели древностей предполагают, что таким образом просто отпечатывалось нечто, подложенное под металлический кружок, чтобы сделать чеканку более равномерной; но помимо того, что подобный способ очень мало годится для этой цели, мы находим множество монет, изображения на которых получали посредством удара молотка (поскольку штамповка — способу более поздний) по стороне, отмеченной этим квадратом. Но окончательно устраняет всякие сомнения то, что отпечатки в точности такого же вида обнаружены на маленьких талисманах, представляющих собой оттиски на воске и находящихся в египетских гробницах, которые не имеют каких-либо отпечатков на оборотной стороне (см. илл. XIII, рис. 2). На маленькой медной медали из Сиракуз мы также находим астериск солнца, помещенный в центре квадрата, точно так же, как лингам на индийском памятнике (см. илл. XIII, рис. 3). Почему эта четырехугольная форма предпочиталась любой другой, мы не имеем возможности выяснить, какой бы из известных образцов греческой или египетской скульптуры ни рассматривался; но этот маленький индийский алтарь дает понять, что четыре угла предназначены для четырех второстепенных божеств, или персонифицированных способов действия великого универсального Источника энергии, представленного символом в центре, а жесты и позы прочих изображенных показывают, что они с благоговением и почтением поклоняются ему.
Каково точное значение этих четырех символических фигур, мы едва ли сможем узнать из тех малых фрагментов мистического учения древних, которые сохранились до наших дней. Однако то, что они должны были служить воплощенными атрибутами, не вызывает у нас сомнений; ведь освященный веками авторитет Бхагаватгиты гласит, что таковыми являлись все второстепенные божества, а кроме того, возведенные в сан божеств люди, которыми эти фигуры, очевидно, не являются. Что же касается мифологических историй, бытующих ныне в Индии, то они проливают столько же света на эту тему, сколько и Овидиевы «Метаморфозы» — на древнюю теологию Греции; то есть как раз достаточно, чтобы сбить с толку и привести в недоумение тех, кто посвятит им свое внимание. Цитированный выше древний автор заслуживает большего доверия; но он очень мало говорит о символическом культе. Труд этот тем не менее доказывает, что его основные идеи были в точности теми же, что и у греков и египтян, среди сохранившихся произведений искусства или литературы которых мы можем, вероятно, отыскать определенные аналогии для поддержания этой гипотезы. Слон, однако, является новым символом для Запада; до похода Александра греки никогда не видели ни одного из этих животных, хотя такой материал, как слоновая кость, был знаком им со времени Гомера.

Если египетские памятники уводят нас в неизведанную даль времен, то символы, которые они содержат, по-видимому, не являлись изобретениями этой страны, но были восприняты у некоего народа, еще более древнего, проживавшего на другой стороне Эритрейского моря. Один из наиболее ярких из них — змея, обладающая капюшоном; эта рептилия обитает только в юго-восточных частях Азии, но я обнаружил ее очень точное изображенное на обелиске Рамзеса, а также видел, сколь часто она повторяется на Таблице Изиды и других памятниках символизма египтян. Ее можно также найти среди скульптур в священных пещерах острова Элефанта; и она же часто является деталью многих идолов у современных индусов, объясняющих смысл этого смехотворными баснями, на которые обстоятельно ссылается Зоннерат; и некоторые не стоят того, чтобы их повторять. Возможно, мы смогли бы проследить связь этих символов и с многими другими подобными примерами, имей мы точно срисованные изображения руин Верхнего Египта.

Сравнивая друг с другом колонны, которые египтяне сооружали по образу растения нелюмбо, и наблюдая, как различаются способы украшения их, мы можем открыть происхождение того архитектурного ордера, который греки по месту его предполагаемого изобретения называют коринфским. Вначале мы обнаруживаем простой колокол, или семенную коробочку, используемую в качестве капители, без каких-либо дополнительных вариаций, если не считать небольшое расширение дна снизу, чтобы придать конструкции устойчивость . В следующем случае та же семенная коробочка окружена листьями какого-либо другого растения , которое варьируется на различных капителях в зависимости от смыслов, которые намеревались выразить этими дополнительными символами.

 

Греки украшали их точно так же, дополняя листьями аканта и другими видами лиственного орнамента; и прочие символы их религии вводились в качестве орнамента в антаблемент, вместо того чтобы вырезать их на стенах построек или столбах колонн. Один из них, встречающийся наиболее часто, — тот, который архитекторы называют жимолостью, но который, как ясно показал мне сэр Джозеф Бэнкс (коему я признателен за все сказанное мной в отношении лотоса), являет собой изображение молодых ростков этого растения, в момент, когда они разрывают семенную коробочку и вот-вот выпадут из нее. В деталях подобный орнамент различается в зависимости от места и времени его создания; греки обыкновенно изображали как растительность, так и диковинных животных, сочетая несущие различную символическую нагрузку растения и соединяя их воедино; почему их часто чрезвычайно трудно распознать. Но образец, который я привожу, отличается такой определенностью, что в нем вряд ли возможно ошибиться . Этот рисунок встречается на многих греческих медалях наряду с животными-символами и воплощенными атрибутами божества, что сразу заставило меня заподозрить — данный орнамент не простой, но обладает неким мистическим смыслом, присущим почти любому украшению священных сооружений греков.

Квадрат ранее упомянутого индийского памятника, на котором распростерся лотос, время от времени заливается водой, которая, посредством нагнетающего механизма, вначале извергается из ствола лингама. Поливание водой священных символов является способом поклонения, весьма распространенным среди индусов, особенно в обрядах, посвященных Быку и лингаму. Его значение было уже объяснено в случае греческого Пана, во время обряда поклонения символу его плодотворной силы. Территория греческих храмов в некоторых случаях заливалась водой подобным же образом; вскоре я приведу тому пример.

Мы также находим, и не так уж редко, маленькие переносные алтари примерно такой же формы, изготовленные греками: их пространство точно так же заливается посредством фонтана в центре, а фигуры рельефа, украшающего стороны, судя по внешнему виду, явно посвящены тому же культу Приапа, или лингама. Такие же квадраты оттиснуты на множестве древнегреческих медалей; иногда они поделены на четыре части, а иногда на большее количество отделений.

Собиратели древностей предполагают, что таким образом просто отпечатывалось нечто, подложенное под металлический кружок, чтобы сделать чеканку более равномерной; но помимо того, что подобный способ очень мало годится для этой цели, мы находим множество монет, изображения на которых получали посредством удара молотка (поскольку штамповка — способу более поздний) по стороне, отмеченной этим квадратом. Но окончательно устраняет всякие сомнения то, что отпечатки в точности такого же вида обнаружены на маленьких талисманах, представляющих собой оттиски на воске и находящихся в египетских гробницах, которые не имеют каких-либо отпечатков на оборотной стороне. На маленькой медной медали из Сиракуз мы также находим астериск солнца, помещенный в центре квадрата, точно так же, как лингам на индийском памятнике. Почему эта четырехугольная форма предпочиталась любой другой, мы не имеем возможности выяснить, какой бы из известных образцов греческой или египетской скульптуры ни рассматривался; но этот маленький индийский алтарь дает понять, что четыре угла предназначены для четырех второстепенных божеств, или персонифицированных способов действия великого универсального Источника энергии, представленного символом в центре, а жесты и позы прочих изображенных показывают, что они с благоговением и почтением поклоняются ему.

Каково точное значение этих четырех символических фигур, мы едва ли сможем узнать из тех малых фрагментов мистического учения древних, которые сохранились до наших дней. Однако то, что они должны были служить воплощенными атрибутами, не вызывает у нас сомнений; ведь освященный веками авторитет Бхагаватгиты гласит, что таковыми являлись все второстепенные божества, а кроме того, возведенные в сан божеств люди, которыми эти фигуры, очевидно, не являются. Что же касается мифологических историй, бытующих ныне в Индии, то они проливают столько же света на эту тему, сколько и Овидиевы «Метаморфозы» — на древнюю теологию Греции; то есть как раз достаточно, чтобы сбить с толку и привести в недоумение тех, кто посвятит им свое внимание. Цитированный выше древний автор заслуживает большего доверия; но он очень мало говорит о символическом культе. Труд этот тем не менее доказывает, что его основные идеи были в точности теми же, что и у греков и египтян, среди сохранившихся произведений искусства или литературы которых мы можем, вероятно, отыскать определенные аналогии для поддержания этой гипотезы. Слон, однако, является новым символом для Запада; до похода Александра греки никогда не видели ни одного из этих животных, хотя такой материал, как слоновая кость, был знаком им со времени Гомера.

 

Источник: http://sunny-woman.com.ua
 

Последние материалы

Популярное

Поиск от Google
О женщине
«Думать как мужчина, вести себя как леди, пахать как лошадь»

Женская формула успеха
Увидели опечатку?
Выделите текст и нажмите Shift+Enter.
И мы в ближайшее время ее исправим!
Случайная новость

Отбеливание зубов в домашних условиях лучше начать с приготовления пасты, состоящей из соды и перекиси водорода. Перекись в соду необходимо добавлять до образования пасты. Ежедневно требуется таким составом чистить зубы, чтобы обеспечить себе белоснежную улыбку. Напоминаем, что отбеливание зубов и осветляющие методы - это разные процедуры.Оттенок синего цвета бывает при длительном приеме железа либо его соединений, которые, чаще всего, встречаются в воде. Довольно трудно поддаются исследованию окрашенные зубы. На них формируются темно-серые и коричневые полосы, которые становятся светлее со временем, но не настолько, чтобы обеспечить удовлетворительный результат процедуры.Конечно, в этой ситуации отбеливание не принесет желаемого эффекта, а обладателю подобного украшения желательно срочно менять работу.


 

Подробнее ...