загрузка...

Культ производительных сил западноевропейского Средневековая

Ричард Пейн Найт в своей книге глубоко и тщательно проработал тему происхождения и истории культа Приапа у древних народов. Этот культ, представлявший собой не что иное, как часть поклонения производительным силам природы, являющегося одним из наиболее древних суеверий человечества, в той или иной мере был свойствен всем известным народам до введения христианства и при этом настолько прочно укоренился в человеческой натуре, что даже распространение Евангелия не уничтожило его, ибо он продолжил существовать, допускаемый и часто поощряемый средневековым духовенством. Причиной, побудившей Пейна Найта взяться за эту работу, стало открытие, что и в его время весьма любопытная форма этого культа — полное описание которой можно найти в его книге — по-прежнему была распространена в Изернии, в королевстве Неаполитанском. Городок Изерния был разрушен, и большая часть его обитателей погибла во время страшного землетрясения, опустошившего Неаполитанское королевство 26 июля 1805 года, через девятнадцать лет после появления книги с его упоминанием.

Возможно, вместе с ним исчез последний след приапического культа в этом специфическом виде; но Пейну Найту не был известен тот факт, что в Южной и Западной Европе на протяжении Средних веков были широко распространены самые различные формы этого суеверия и что в некоторых районах оно едва ли угасло и в настоящее время; а поскольку его влияние на самые глубинные и важные общественные отношения ощущалось в гораздо большей степени, чем люди обычно предполагают, попытка пролить свет на то, как он выглядел во времена Средневековья, пусть даже тема эта несколько неудобна, тем не менее вносит важный и ценный вклад в изучение средневековой истории. Многие интересные факты, имеющие отношение к этой теме, были собраны воедино в книге, которую опубликовал в Париже господин Ж.А. Дюлор под заглавием Des Divinites Generatices chez les Anciens et les Modernes. Это часть труда Histoire Abregee des differens Cultes того же автора. Данная книга, однако, весьма несовершенна, и задача последующих страниц, на которых наряду с самыми интересными фактами, собранными Дюдором, излагается еще множество других фактов, а также описания и истолкования исторических памятников, состоит как раз в освещении этой любопытной темы с возможно более разных сторон.
В основе средневекового поклонения производительным силам, представленным в виде половых органов, лежали две различные причины. Во-первых, Рим неукоснительно вводил в завоеванных им провинциях свои общественные и религиозные институты, закрепляя их как постоянные. При исследовании памятников древности, сохранившихся в этих провинциях, поражает изобилие памятников культа Приапа во всех видах и со всеми атрибутами и дополнениями, с которыми мы уже так хорошо познакомились в Риме и Италии. Среди реликвий римской цивилизации в Галлии мы находим статуи или статуэтки Приапа, алтари, посвященные ему, сады и поля, вверенные его попечению; а фаллос, или мужской член, фигурировал в этой местности в разных обличьях как сила, защищающая против зла во всех его видах. Хорошо известная фигура изображалась на стенах общественных зданий, размещалась на видном месте внутри жилища, ее носили в качестве украшения женщины и подвешивали как амулет на шеи детей. Эротические сцены самого экстравагантного содержания покрывали металлическую посуду, гончарные и стеклянные изделия, предназначенные, несомненно, для праздников и обрядов, более или менее связанных с культом плодородного начала.
В городе Эксан-Прованс, на месте древних купален или поблизости от них, был найден высеченный из белого мрамора фаллос гигантского размера, увитый гирляндами, — без сомнения, он как-то связан с этими купальнями. В Ле-Шатле, в Шампани, на месте бывшего римского поселения также был найден колоссальный фаллос. Подобные предметы меньших размеров, изготовленные из бронзы, так распространены, что редко где на местах римских поселений их не находят при раскопках, и образцы таких предметов в изобилии имеются в публичных или частных музеях в числе римских древностей. Фаллический культ особенно пышно расцвел в Немаусе, ныне известном как город Ним на юге Франции, где символ этого культа появляется в скульптурных изображениях на стенах амфитеатра и на других зданиях, причем в таких формах, которые не могут не казаться нам причудливыми, даже комическими. Некоторые наиболее примечательные из этих фигур изображены на наших иллюстрациях (см. илл. XXIV, рис. 1).
Первая из них — двойной фаллос. Он изображен над проемом одного из вомиториев, или выходов со второго ряда сидений римского амфитеатра, около входных ворот, обращенных к югу. Двойные и тройные фаллосы, чрезвычайно распространенные среди мелких изделий римской бронзы, по-видимому, служили в качестве амулетов и для других подобных целей. В последнем случае один фаллос обычно представляет собой тело и снабжен ногами, как правило козлиными; второй занимает место, обычное для этого органа, а третий выступает в качестве хвоста. На пилястре амфитеатра в Ниме мы видим тройной фаллос, соответствующий этому описанию (см. илл. XXIV, рис. 2), с козлиными ногами и копытами. Маленький колокольчик привязан к меньшему фаллосу спереди; а более крупный орган, который образует Тело, снабжен крыльями. Композицию рисунка довершают три птицы, две из которых клюют обнаженную головку главного фаллоса, тогда как третья своей лапой придерживает хвостовую оконечность.
Несколько экземпляров таких тройных фаллосов оказались в Музее древностей Геркуланума и Помпеи. В образцах, фигурирующих в данной работе, задняя часть основного фаллоса явно собачья; и к большинству из них прикреплены маленькие колокольчики, которым до сих пор нет удовлетворительного объяснения. Крылья на таких изображениях также являются широко распространенными атрибутами фаллоса. Ссылаясь на Плутарха как на авторитет, такие тройные фаллосы объясняют как стремление обозначить умножение его производительной способности.
На вершине другого пилястра Нимского амфитеатра, справа от главного западного входа, находился барельеф, также изображающий крылатый тройной фаллос с ногами собаки, но дополненный деталями (см. илл. XXIV, рис. 3). Женщина, одетая в римскую столу, стоит над фаллосом, образующим хвост, и удерживает и его, и тот, что образует тело, при помощи уздечек.
Этот барельеф в 1829 году был снят и теперь хранится в музее Нима.
Еще более примечательный памятник этого рода был найден при раскопках, произведенных в Ниме в 1825 году. Он изображен на нашей илл. XXV и представляет собой птицу, предположительно хищную, с расправленными крыльями и хвостом-фаллосом, сидящую на четырех яйцах, каждое из которых по замыслу, без сомнения, должно было изображать собой женский орган. Местные коллекционеры придают этому предмету, как и другим, ему подобным, символический смысл; однако его, возможно, правильнее будет считать шутливой игрой воображения. Подобные рисунки, с некоторыми видоизменениями, не так уж редко встречаются среди галло-романских древностей. Мы сделали гравюру с тройного фаллоса, управляемого или ведомого женщиной (см. илл. XXIV, рис. 3), который был изображен в виде барельефа на небольшой бронзовой пластинке; она сейчас хранится в частной лондонской коллекции, вместе с дубликатом, который, очевидно, отлит по той же форме, однако пластинка разрублена.
Несомненно, они были предназначены для подвешивания на шею. Обе находились в коллекции М. Бодо из Дижона. Здесь дама взнуздала только головной фаллос; лапы, как в последнем описанном экземпляре, птичьи, и он стоит над тремя яйцами, похожими по форме на яблоки и представляющими орган другого пола.
Что касается последнего упомянутого предмета, то в Ниме в процессе земляных работ на месте римских бань был найден другой весьма примечательный памятник, свидетельствующий о несомненном существовании там тайного культа. Это квадратная каменная глыба, четыре стороны которой, как представлено на нашей гравюре, покрыты сходными изображениями женских отличительных половых признаков, выстроенных в ряды (см. илл. XXIV, рис. 4). Он, очевидно, служил постаментом, возможно, для статуи или алтаря. Этот любопытный монумент нынче хранится в музее Нима.
Поскольку Ним, несомненно, был центром культа Приапа на юге Галлии, то и в других местах должны оказаться такие центры, возможно меньшие по значению, и мы можем отыскать их следы на северных границах римской провинции, даже по другую сторону Рейна. На месте римских поселений близ Ксанте-на, в нижнем Хессе, было найдено большое количество керамических изделий и других предметов, характер которых не оставляет сомнений в том, что в здешних краях этот культ был весьма распространен. Но римское поселение, находившееся на месте современного города Антверпена, видимо, являлось одним из самых заметных центров культа Приапа на севере Галлии, и он продолжал существовать там вплоть до сравнительно недавнего времени.

Ричард Пейн Найт в своей книге глубоко и тщательно проработал тему происхождения и истории культа Приапа у древних народов. Этот культ, представлявший собой не что иное, как часть поклонения производительным силам природы, являющегося одним из наиболее древних суеверий человечества, в той или иной мере был свойствен всем известным народам до введения христианства и при этом настолько прочно укоренился в человеческой натуре, что даже распространение Евангелия не уничтожило его, ибо он продолжил существовать, допускаемый и часто поощряемый средневековым духовенством. Причиной, побудившей Пейна Найта взяться за эту работу, стало открытие, что и в его время весьма любопытная форма этого культа — полное описание которой можно найти в его книге — по-прежнему была распространена в Изернии, в королевстве Неаполитанском. Городок Изерния был разрушен, и большая часть его обитателей погибла во время страшного землетрясения, опустошившего Неаполитанское королевство 26 июля 1805 года, через девятнадцать лет после появления книги с его упоминанием.

Возможно, вместе с ним исчез последний след приапического культа в этом специфическом виде; но Пейну Найту не был известен тот факт, что в Южной и Западной Европе на протяжении Средних веков были широко распространены самые различные формы этого суеверия и что в некоторых районах оно едва ли угасло и в настоящее время; а поскольку его влияние на самые глубинные и важные общественные отношения ощущалось в гораздо большей степени, чем люди обычно предполагают, попытка пролить свет на то, как он выглядел во времена Средневековья, пусть даже тема эта несколько неудобна, тем не менее вносит важный и ценный вклад в изучение средневековой истории. Многие интересные факты, имеющие отношение к этой теме, были собраны воедино в книге, которую опубликовал в Париже господин Ж.А. Дюлор под заглавием Des Divinites Generatices chez les Anciens et les Modernes. Это часть труда Histoire Abregee des differens Cultes того же автора. Данная книга, однако, весьма несовершенна, и задача последующих страниц, на которых наряду с самыми интересными фактами, собранными Дюдором, излагается еще множество других фактов, а также описания и истолкования исторических памятников, состоит как раз в освещении этой любопытной темы с возможно более разных сторон.

В основе средневекового поклонения производительным силам, представленным в виде половых органов, лежали две различные причины. Во-первых, Рим неукоснительно вводил в завоеванных им провинциях свои общественные и религиозные институты, закрепляя их как постоянные. При исследовании памятников древности, в зданиях которызх сейчас установлены металлические двери входные, поражает изобилие памятников культа Приапа во всех видах и со всеми атрибутами и дополнениями, с которыми мы уже так хорошо познакомились в Риме и Италии. Среди реликвий римской цивилизации в Галлии мы находим статуи или статуэтки Приапа, алтари, посвященные ему, сады и поля, вверенные его попечению; а фаллос, или мужской член, фигурировал в этой местности в разных обличьях как сила, защищающая против зла во всех его видах. Хорошо известная фигура изображалась на стенах общественных зданий, размещалась на видном месте внутри жилища, ее носили в качестве украшения женщины и подвешивали как амулет на шеи детей. Эротические сцены самого экстравагантного содержания покрывали металлическую посуду, гончарные и стеклянные изделия, предназначенные, несомненно, для праздников и обрядов, более или менее связанных с культом плодородного начала.

В городе Эксан-Прованс, на месте древних купален или поблизости от них, был найден высеченный из белого мрамора фаллос гигантского размера, увитый гирляндами, — без сомнения, он как-то связан с этими купальнями. В Ле-Шатле, в Шампани, на месте бывшего римского поселения также был найден колоссальный фаллос. Подобные предметы меньших размеров, изготовленные из бронзы, так распространены, что редко где на местах римских поселений их не находят при раскопках, и образцы таких предметов в изобилии имеются в публичных или частных музеях в числе римских древностей. Фаллический культ особенно пышно расцвел в Немаусе, ныне известном как город Ним на юге Франции, где символ этого культа появляется в скульптурных изображениях на стенах амфитеатра и на других зданиях, причем в таких формах, которые не могут не казаться нам причудливыми, даже комическими. Некоторые наиболее примечательные из этих фигур изображены на наших иллюстрациях.

Первая из них — двойной фаллос. Он изображен над проемом одного из вомиториев, или выходов со второго ряда сидений римского амфитеатра, около входных ворот, обращенных к югу. Двойные и тройные фаллосы, чрезвычайно распространенные среди мелких изделий римской бронзы, по-видимому, служили в качестве амулетов и для других подобных целей. В последнем случае один фаллос обычно представляет собой тело и снабжен ногами, как правило козлиными; второй занимает место, обычное для этого органа, а третий выступает в качестве хвоста. На пилястре амфитеатра в Ниме мы видим тройной фаллос, соответствующий этому описанию, с козлиными ногами и копытами. Маленький колокольчик привязан к меньшему фаллосу спереди; а более крупный орган, который образует Тело, снабжен крыльями. Композицию рисунка довершают три птицы, две из которых клюют обнаженную головку главного фаллоса, тогда как третья своей лапой придерживает хвостовую оконечность.

Несколько экземпляров таких тройных фаллосов оказались в Музее древностей Геркуланума и Помпеи. В образцах, фигурирующих в данной работе, задняя часть основного фаллоса явно собачья; и к большинству из них прикреплены маленькие колокольчики, которым до сих пор нет удовлетворительного объяснения. Крылья на таких изображениях также являются широко распространенными атрибутами фаллоса. Ссылаясь на Плутарха как на авторитет, такие тройные фаллосы объясняют как стремление обозначить умножение его производительной способности.

На вершине другого пилястра Нимского амфитеатра, справа от главного западного входа, находился барельеф, также изображающий крылатый тройной фаллос с ногами собаки, но дополненный деталями. Женщина, одетая в римскую столу, стоит над фаллосом, образующим хвост, и удерживает и его, и тот, что образует тело, при помощи уздечек.

Этот барельеф в 1829 году был снят и теперь хранится в музее Нима.

Еще более примечательный памятник этого рода был найден при раскопках, произведенных в Ниме в 1825 году. Он изображен на нашей илл. XXV и представляет собой птицу, предположительно хищную, с расправленными крыльями и хвостом-фаллосом, сидящую на четырех яйцах, каждое из которых по замыслу, без сомнения, должно было изображать собой женский орган. Местные коллекционеры придают этому предмету, как и другим, ему подобным, символический смысл; однако его, возможно, правильнее будет считать шутливой игрой воображения. Подобные рисунки, с некоторыми видоизменениями, не так уж редко встречаются среди галло-романских древностей. Мы сделали гравюру с тройного фаллоса, управляемого или ведомого женщиной, который был изображен в виде барельефа на небольшой бронзовой пластинке; она сейчас хранится в частной лондонской коллекции, вместе с дубликатом, который, очевидно, отлит по той же форме, однако пластинка разрублена.

 

Несомненно, они были предназначены для подвешивания на шею. Обе находились в коллекции М. Бодо из Дижона. Здесь дама взнуздала только головной фаллос; лапы, как в последнем описанном экземпляре, птичьи, и он стоит над тремя яйцами, похожими по форме на яблоки и представляющими орган другого пола.

Что касается последнего упомянутого предмета, то в Ниме в процессе земляных работ на месте римских бань был найден другой весьма примечательный памятник, свидетельствующий о несомненном существовании там тайного культа. Это квадратная каменная глыба, четыре стороны которой, как представлено на нашей гравюре, покрыты сходными изображениями женских отличительных половых признаков, выстроенных в ряды. Он, очевидно, служил постаментом, возможно, для статуи или алтаря. Этот любопытный монумент нынче хранится в музее Нима.

Поскольку Ним, несомненно, был центром культа Приапа на юге Галлии, то и в других местах должны оказаться такие центры, возможно меньшие по значению, и мы можем отыскать их следы на северных границах римской провинции, даже по другую сторону Рейна. На месте римских поселений близ Ксанте-на, в нижнем Хессе, было найдено большое количество керамических изделий и других предметов, характер которых не оставляет сомнений в том, что в здешних краях этот культ был весьма распространен. Но римское поселение, находившееся на месте современного города Антверпена, видимо, являлось одним из самых заметных центров культа Приапа на севере Галлии, и он продолжал существовать там вплоть до сравнительно недавнего времени.

Источник: http://sunny-woman.com.ua
 

Последние материалы

Популярное

Поиск от Google
О женщине
«Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие что они красивы»

Унесенная ветром Вивьен Ли
Увидели опечатку?
Выделите текст и нажмите Shift+Enter.
И мы в ближайшее время ее исправим!
Случайная новость

В последнее время на рынке строительных материалов появляется все больше новинок. Одной из интересных предложений является  палубная (террасная) доска в Украине. Террасной доской очень удобно оформить оригинальные дорожки в вашем саду, покрытие вокруг бассейна, пол на открытой веранде, дорожки вдоль водоемов. Террасную доску называют декинг. Дорожки, пол или помосты получаются очень прочными, ну и долговечными, так как технология изготовления изделий предусмотрена из древесно-полимерного композита, для ее изготовления используется специальное оборудование.

Подробнее ...