загрузка...

Последователи Пирапа

 

B1CaD0C8CdD8CeD2 2011-09-05 17:12

И действительно, этот бог, подобно Приапу римлян, ведал размножением и плодовитостью как животного мира, так и растительной жизни, и к нему взывали в соответственных случаях. Ире (Ihre) в своем Glossarium Sueco-Goticum упоминает памятники древности, извлеченные из земли на севере Европы, которые ясно свидетельствуют, насколько распространены были фаллические ритуалы. Этому божеству, или его женской ипостаси, известной под тем же именем — тевтонской Венере, Фриге, — был посвящен пятый день недели, за счет чего он и получил свое название: в англосаксонском Frigedseg, а в современном английском — Friday. Friged является именем, которое иногда в англосаксонском дается самому Фреа; в хартии, датируемой 959 годом, которая опубликована в Codex Diplomaticus Кембла, одна из отметок на границе участка именуется Frigedeeges-Treow — что, очевидно, означает «дерево Фреа». Оно, вероятно, было посвященным этому богу. Вокруг дерева и совершались приапические ритуалы. В Йоркшире существует место под названием Фрайди-Торп; и в разных частях Англии встречается название Фристон, означающее, вероятно, камень Фреа или Фриги; и мы, видимо, не ошибемся, предположив, что эти и другие наименования, связанные со слогом Фри или Фрай, относятся к множеству памятников существования фаллического культа у наших англосаксонских предков. Два обычая, бережно хранимые среди наших старых английских народных суеверий, как считается, берут начало от этого культа: огни нужды и процессия с кабаньей головой на Рождество. Упомянутые огни зажигались в период летнего солнцестояния и по своему происхождению, безусловно, были религиозным обрядом. Кабан (вепрь) был тесно связан с культом Фреа.

Поскольку нам недостает более детальных знаний в этой области тевтонского язычества, мы не имеем возможности установить, произошли ли некоторые из суеверий, обычных в Средние века, от римлян или же от народов, заселивших эти провинции после падения Западной империи; но в Италии и в Галлии (особенно в южных районах), где римские установления и римские нравы упорно сохраняли свое влияние, существовал именно римский фаллический культ, который, постепенно изменяясь в своих формах, таким образом продолжал жить. Сообщения о культе этого рода, естественно, отрывочны и неполны, все же мы можем отчетливо проследить его существование уже в очень поздний период. Таким образом, у нас есть бесспорное свидетельство, что фаллос, как таковой, был объектом поклонения средневековых христиан и что словесные формулы христианской молитвы в действительности были обращены к нему. У римлян одно из названий мужского органа звучало как fascinum; именно так назывались амулеты, которые подвешивали на шею женщинам и детям, и предполагалось, что именно под этим именем он обладал особенным магическим влиянием, которое не только воздействовало на окружающих, но и обороняло тех, кто находился под его защитой, от магических или иных злых воздействий извне. Отсюда происходят слова to fascinate — «очаровывать» и fascination — «очарование».

Вероятно, это слово превратилось в простонародное, или вульгарное, название фаллоса. По крайней мере, оно употребляется в этом смысле, на закате римского владычества, поскольку при первых отчетливо различимых признаках культа, которые мы обнаруживаем впоследствии, он наделяется этим именем, позднее принявшим во французском языке форму fesne. Средневековый культ fascinum впервые упоминается в VIII столетии. В церковном трактате, озаглавленном Judicia Sacerdotalia de Criminibus, который относят к концу этого столетия, указывается, что «ежели кто молится fascinum или же творит иные молитвы, кроме «Верую» или «Отче наш», то наложить епитимью на него, посадив на хлеб и воду в продолжение трех Великих постов». Акт собора в Шалоне, состоявшегося в IX веке, налагал запрет на тот же обычай почти теми же словами; а в XII веке Бурхарди повторил их вновь, что является доказательством того, что культ этот продолжал существовать. То, насколько он был силен еще долго после этого, доказывается статутами собора в Мансе, утвержденными в 1247 году, которые точно так же предписывают наказание для того, «кто грешит, взывая к fascinum, или творит любые заклинания, за исключением Символа веры,

Молитвы Господней или иной канонической молитвы». Это же положение было принято и возобновлено в статутах Турского собора 1396 года, в которых, поскольку они издавались на французском языке, латинское fascinum было представлено французским fesne. Fascinum, к которому этот культ был обращен, должен был являть собой нечто большее, нежели маленький амулет.

И поскольку мы, таким образом, подошли к концу XIV столетия, это показывает нам, как долго открыто исповедуемый культ производительных сил природы, представленных производящими органами, продолжал существовать в Западной Европе на таком уровне, что привлекал внимание церковных соборов. В течение предыдущего столетия на нашем родном острове происходили события, которые служили еще более любопытной иллюстрацией того, что культ Приапа по-прежнему продолжал существовать, в подробностях, которые напоминают нам в совокупности детальное описание фаллического культа римлян. Необходимо помнить, что главной и единственной целью этого поклонения было добиться, чтобы скот плодился и давала урожай земля, поскольку Приап был богом садоводов и земледельцев. Святой Августин, осуждая откровенные непристойности римского праздника либералии, рассказывает, что во время этого праздника гигантских размеров фаллос в великолепной колеснице вывозили с большим почетом на середину людной площади, где к нему приближалась самая достойная матрона и возлагала гирлянду цветов «на эту непристойную фигуру»; и это, говорит он, делалось для ублажения идола и «чтобы получить обильный урожай и очистить землю от колдовства».

Из «Хроник Ланеркоста» мы узнаем, что в 1268 году по шотландскому Лотиану распространилось моровое поветрие, которое было губительно для скота, и, чтобы противодействовать ему, кое-кто из духовенства надоумил крестьян зажигать огонь трением дерева о дерево (что и является «огнем нужды») и воздвигать изображения Приапа, каковыми средствами они могли спасти свой скот. «Когда нерадивый монах цистерцианского ордена проделал это в Фентоне перед входом в усадьбу и окропил скот песьими тестикулами, окунув их в святую воду, и против лорда того поместья поступила жалоба на это идолопоклонское злодеяние, последний сослался в свою защиту на то, что все это было проделано без его ведения и в его отсутствие, но добавил: «Перед тем в месяце июне скотина других владельцев заболела и издохла, моя же была всегда при мне, но теперь каждый день две или три у меня подыхают, так что для работы в поле у меня осталось очень мало». Через четырнадцать лет после этого, в 1382 году, подобное же событие произошло в Инверкейтинге — ныне это графство Файф в Шотландии. Причина следующих действий не установлена, но она, возможно, была той же самой, по которой цистерцианец из Лотиана прибег к помощи культа Приапа. В Пасхальную неделю упомянутого года (29 марта — 5 апреля) приходской священник Инверкейтинга по имени Джон совершил приапический обряд, собрав юных девушек селения и заставив их танцевать вокруг фигуры этого божества; ничуть не снисходя к полу верующих девиц, он вынес деревянное изображение мужских производительных органов перед танцующими, и сам танцевал с ними, и сопровождал их песни соответственными жестами, и требовал от присутствующих совершения безнравственных действий в не менее безнравственных выражениях. Более скромная часть собравшихся была возмущена священником, но он отнесся к их речам с презрением, лишь разразился грубыми непристойностями. Будучи вызван и представ перед епископом, он сослался в свою защиту на общепринятый в тех краях обычай, и ему было позволено сохранить свой приход; однако у этого священника, должно быть, был вполне мирской нрав, даже по меркам Средних веков, поскольку год спустя он был убит в вульгарной драке.

Обычай помещать фигуру фаллоса на стенах домов, ведущий начало, как мы увидели, от римлян, был распространен также и в Средние века, и строениями, которые с особенным тщанием вверяли защите этого символа, были церкви. Бытовало убеждение, что он оберегает от всевозможных видов колдовства, которое наводило на тогдашний народ непреходящий ужас, и эта защита распространялась как на само отмеченное им место, так и на тех, кто его часто посещал, при условии, что они смотрели на изображение с верой. Такие изображения можно было видеть, обычно над входами, на кафедральном соборе в Тулузе, на нескольких церквах в Бордо и на множестве других французских церквей, но во время революции их часто разбивали, так как видели в них лишь признаки развращенности духовенства. Дюлор утверждает, что художник, с которым он знаком, но имени которого он, однако, не называет, сделал рисунки с множества этих фигур, попадавшихся ему в подобных случаях. Некоторые из свойств Приапа были, так сказать, делегированы им христианскому святому: образ святого Николая обычно находился в церкви на видном месте, поскольку считалось, что любого, кто взглянет на него, он до конца дня защищает от чар, и особенно оберегает от того, что вызывало у народа непреодолимый ужас, — от дурного глаза.

Источник: http://sunny-woman.com.ua

 

 

Последние материалы

Популярное

Поиск от Google
О женщине
«Влюбленная женщина скорее простит большую нескромность, нежели маленькую неверность»

Мыслитель Франсуа де Ларошфуко
Увидели опечатку?
Выделите текст и нажмите Shift+Enter.
И мы в ближайшее время ее исправим!
Случайная новость

В последнее время на рынке строительных материалов появляется все больше новинок. Одной из интересных предложений является  палубная (террасная) доска в Украине. Террасной доской очень удобно оформить оригинальные дорожки в вашем саду, покрытие вокруг бассейна, пол на открытой веранде, дорожки вдоль водоемов. Террасную доску называют декинг. Дорожки, пол или помосты получаются очень прочными, ну и долговечными, так как технология изготовления изделий предусмотрена из древесно-полимерного композита, для ее изготовления используется специальное оборудование.

Подробнее ...