загрузка...

Суеверия в средние века

 

Это суеверие, которое, как показывает Шила-на-Гиг на церквях Ирландии, было широко распространено в Средние века, объясняет существование и другого рода древностей, не столь необыкновенного. Это маленькие фигурки обнаженных женщин, выставляющих себя напоказ точь-в-точь тем же способом, что и только что упомянутые изваяния на ирландских церквах. Такие фигурки обнаруживались не только среди римских, греческих и египетских древностей, но и у каждого народа, который имел хотя бы какое-то представление об искусстве, от аборигенов Америки до куда более цивилизованных туземцев Японии; и было бы легко привести примеры почти для каждой известной нам страны, но мы ограничиваем себя нашей, более специальной частью этой темы. В прошлом веке в герцогстве Мекленбург-Стрелитц, в части Германии, когда-то захваченной вандалами и племенем ободритов, которые, как считается, принадлежат к вендам, было найдено множество маленьких статуэток из металла, грубо, но очень своеобразно выполненных. Они, по-видимому, должны были изображать определенные божества, которым поклонялись изготовлявшие их народы; на некоторых из них есть надписи, одна из которых написана руническими литерами. С учетом этой детали можно предположить, что они принадлежали к периоду вряд ли намного более позднему, чем падение

Западной империи. Некоторое время спустя на острове Сардиния было найдено несколько металлических статуэток, настолько точно совпадающих с вышеупомянутыми, что д'Анкарвилль, опубликовавший сообщение о них с приложением гравюр, рассудил, что есть основания приписать их вандалам, которые завладели этим островом, так же как и той частью Германии, о которой сказано выше.

Одно из этих изображений, которое д'Анкарвилль посчитал Венерой из мифологии вандалов, представляет полулежащую женщину с крыльями и когтями птицы, которая держит разрезанный гранат, считавшийся, как отмечает д'Анкарвилль, символом, представляющим женский половой орган. На самом деле эта форма и эта идея еще более недвусмысленно были представлены в уже описанных нами римских фигурках, но и во времена Средневековья они никуда не делись, о чем свидетельствует народное название этого органа — абрикос, или, для большей полноты соответствия, abricotfendu (разрезанный абрикос. — фр.), которое использовал Рабле и которое, по нашему мнению, еще сохранилось во Франции. Данный любопытный образчик представлен на нашей иллюстрации, как и у д'Анкарвилля, в трех различных ракурсах. Несколько фигурок, обладающих сходными признаками, но представляющих данный предмет в более прозаической форме, были привезены из Египта французом, который занимал в этой стране официальный пост, и три из них теперь находятся в частной коллекции в Лондоне. Мы даем здесь гравюру с одного из этих маленьких бронзовых изделий, которое, как можно видеть, представляет собой точный двойник Шила-на-Гиг. Эти египетские изображения, несомненно, принадлежат к римскому периоду. Другая похожая фигурка, отлитая из свинца и явно относящаяся к периоду Средневековья, была найдена в Авиньоне и хранится все в той же вышеупомянутой частной коллекции; и третья была откопана около десяти лет назад в Кингстоне-на-Темзе.

 

Вид этих статуэток наводит на мысль, что они являлись переносными изображениями, предназначенными для той же цели, что и Шила, которые люди могли бы иметь под рукой всякий раз, когда им требовалось взглянуть на них, обороняясь от дурного глаза или какого-либо иного колдовства.

До сих пор нам не попадались бесспорные свидетельства существования Шила-на-Гиг за пределами Ирландии. Нам известно, что в одной из маленьких церквушек на девонском побережье был найден подобный образец; и среди архитектурных украшений очень древней церкви Сан-Феделе в Комо, в Италии, попадаются любопытные скульптуры, которые, по-видимому, принадлежат к этому же классу. Три из них изображены на нашей илл. XXX. Вверху справа на дверном косяке расположена обнаженная мужская фигура и в том же положении с другой стороны — женская. Считается, что эти фигуры представляют Адама и Еву, однако наш информант, которому мы обязаны этими рисунками, рассказывает, что наверху находится просто «фигура женщины, раздвинувшей ноги». Понятно, что поверхность камня, из которого высечены эти изваяния, настолько истерлась, что попросту нельзя определить, имелись ли когда-либо у этих фигур отчетливо выраженные половые органы, но, судя по жестам рук и позам, в которых эти фигуры расположены, они, похоже, имеют самое детальное сходство, за исключением того, что превосходят изяществом исполнения, с Шила-на-Гиг из Ирландии. Вряд ли можно сомневаться, что суеверие, с которым связаны подобные предметы, породило множество непристойных скульптур, которые так часто обнаруживают на церковных зданиях Средневековья. Покойный барон фон Хаммер-Пюргшталь опубликовал ученый труд о памятниках разного рода, которые он рассматривает как примеры, иллюстрирующие тайную историю ордена тамплиеров. Из нее мы узнаем, что в его время в церкви Шенграбер, в Австрии, существовал ряд чрезвычайно непристойных скульптур, изображения которых он намеревался привести в своей книге, но гравюры не прибыли в срок; однако он поместил гравюру капители колонны в церкви Эгры, городка в Богемии, с которой мы приводим копию. На ней оба пола демонстрируют свои члены, которые считались действенной защитой против колдовских чар.

 

Вас интересует мебельная фурнитура? Тогда вы по адресу! Так как наши партнеры могут предоставить ее по низкой цене и с гарантией на качество.

Источник: http://sunny-woman.com.ua

 

 

Последние материалы

Популярное

Поиск от Google
О женщине
«Как не печально, но лет через пятнадцать самые красивые женщины станут на пять лет старше»

Анонимный юморист
Увидели опечатку?
Выделите текст и нажмите Shift+Enter.
И мы в ближайшее время ее исправим!
Случайная новость

ViaSat-2 был запущен в 2017 году и теперь обладает пропускной способностью около 260 Гбит / с, а три различных ViaSat-3 запланированы на 2020 или 2021 год, каждый из которых будет охватывать разные части земного шара.

Подробнее ...