загрузка...

Древние обычаи - продолжение

 

B1CaD0C8CdD8CeD2 2011-09-16 11:18

 

В числе других писателей, которые упоминают эту статую есть Абрахам Голнитц, опубликовавший отчет о своих путешествиях во Францию и Бельгию в 1631 году, который сообщает, что это было изваяние, высеченное из камня, около 30 сантиметров высотой, с поднятыми руками и широко расставленными ногами и что фаллос был полностью стерт женщинами, которые имели обыкновение скрести его и делать из полученного порошка снадобье, которое пили, предохраняясь от бесплодия. Голнитц далее говорит, что фигура Приапа была помещена над входом во двор храма Святого Валбургиса в Антверпене, о котором некоторые любители древностей высказывают предположение, что он построен на месте храма, посвященного этому божеству. Судя по сообщениям этих авторов, некогда женщины Антверпена украшали фаллосы подобных фигур гирляндами.
Употребление приапических фигурок в качестве амулетов, ношение их как защиты против дурного глаза и других пагубных воздействий — которое, как мы уже говорили, было чрезвычайно распространено среди римлян — конечно же сохранялось и в Средние века и, как мы увидим немного погодя, не совершенно исчезло и сегодня. Вполне естественно было верить, что эти фигурки, один только взгляд на которые уберегал от несчастья, должны были приносить гораздо больше пользы, если иметь их при себе постоянно. Римляне называли такой фаллический амулет (как при других обстоятельствах называли и саму фигуру) именем fascinum — на старофранцузском fesne. Об этом предмете мы вряд ли смогли бы найти у средневековых авторов прямое упоминание, но нам встречались образцы самого предмета, обыкновенно сделанные из свинца (что доказывает их народный характер) и датируемые периодом, растянувшимся, вероятно, от XIV до начала XVI века. Поскольку нашим знакомством с этими амулетами мы практически полностью обязаны одному их собирателю из Парижа, М. Форго, который добыл их главным образом из одного источника — реки Сены, — то надо полагать, что наши теперешние знания о них весьма недостаточны, и вполне вероятно, что такие амулеты были в ходу и в более ранний период. В качестве иллюстрации к данному разделу нашей темы мы можем описать некоторые из этих средневековых фаллических амулетов, хранящихся в частных коллекциях; и вначале обратим внимание на ряд предметов, истинное назначение которых темно и неясно. Это маленькие свинцовые значки или медальоны, имеющие на лицевой стороне изображение мужского или женского органа, а на оборотной — крест: любопытный намек на то, что христианам не был чужд культ производительных сил природы. Эти свинцовые значки, которые находили в Сене, впервые собрал М. Форго, он же известил о них собирателей древностей и в своей работе, посвященной свинцовым фигуркам, найденным в этой реке, опубликовал рисунки образцов. Мы приводим по пять образцов медалей каждого пола, с лицевой и обратной стороны (см. илл. XXXI). Можно видеть, что почти у всех фаллосов, изображенных на этих медалях, имеются крылья; у одного — птичьи лапы с когтями; у другого — колокольчик, подвешенный на «шею». Эти характерные черты демонстрируют либо очень отчетливую традиционную форму римских фаллических украшений, либо являются подражанием образцам римских фаллосов, существовавших тогда, — последнее вероятнее. Однако и это не обязательно, поскольку колокольчики, имеющиеся в двух образцах, приведенных на нашей следующей иллюстрации и также принадлежащих к коллекции М. Форго, средневековые, а не римские, хотя сами образцы имеют все ту же хорошо известную форму. На первом (см. илл. XXXII, рис. 1) женщина держится за уздечку и восседает верхом на фаллосе, снабженном мужскими ногами. Эта фигура, очевидно, предназначалась для украшения платья в качестве броши, на оборотной стороне сохранилась фиксирующая булавка. Два других образчика (см. илл. XXXII, рис. 2, 3) представляют собой фигурки крылатых фал-
лосов, один с колокольчиком, второй с колечком, оставшимся, без сомнения, после того, как колокольчик отломался. Четвертый экземпляр (см. илл. XXXII, рис. 4) представляет собой громадный фаллос, прикрепленный к середине тела маленького мужчины. Еще на одном (см. илл. XXXII, рис. 5), который, очевидно, предназначался в качестве шейной подвески, органы обоих полов объединены. Еще три свинцовые фигурки (см. илл. XXXIII, рис. 1, 2 и 3), очевидно амулеты, которые находились в коллекции Форго, являют собой весьма необычную вариацию этой формы, представляя фигуру, судя по атрибутам, предположительно мужскую, хотя он носит платье и головной убор женщины. Странность состоит в том, что у него имеется фаллос и спереди, и сзади. На той же иллюстрации (см. илл. XXXIII, рис. 4) представлен еще более замечательный пример сочетания креста и эмблемы рассматриваемого нами культа на предмете, найденном в Сан-Агати-ди-Готи близ Неаполя, который находился ранее в коллекции Бересфор-да Флетчера, а теперь пребывает в коллекции Амброза Рушенбергера из Бостона (Соединенные Штаты).
Это crux ansata, образованный четырьмя фаллосами, с кружком женских органов вокруг центра; и, судя по петле, он предназначался для подвешивания. Поскольку этот крест изготовлен из золота, нет сомнений, что он предназначался для некой персоны высокого ранга, возможно духовного лица; и едва ли можно сомневаться, что он имеет определенную связь с приапическими ритуалами или празднествами. Последняя фигура на той же иллюстрации также взята из коллекции М. Форго (см. илл. XXXIII, рис. 5). Судя по монашеской сутане и веревке, обвязанной вокруг пояса, можно, видимо, считать ее сатирой на монахов нищенствующего ордена, часть которых не носила штанов, и всех их поголовно обвиняли в том, что от них исходит великая угроза женской нравственности.
В Италии мы можем проследить непрерывную традицию употребления этих фаллических амулетов гораздо более отчетливо, нежели в наших более западных странах.
Мы приводим два образца (см. илл. XXXIV, рис. 1, 2) бронзовых амулетов, соответствующих данному описанию. Один из них, как видно на иллюстрации, обвит змеей. Эти амулеты, как считается, настолько важны для личной безопасности того, кто ими владеет, что трудно встретить сельского жителя без такого амулета, который он обычно носит в жилетном кармашке.
Существует другая, менее откровенная фаллическая фигура, в течение многих веков служившая амулетом. У древних было два вида предмета, который коллекционеры именуют фаллической рукой. Один из них тот, где средний палец вытянут вверх, а большой и другие пальцы подогнуты, а второй — где весь кулак сжат, но большой палец просунут между указательным и средним. Первая из этих форм представляется более древней, и понятно, что при помощи вытянутого среднего пальца она должна изображать membrum virile, а согнутые пальцы по обеим его сторонам означают тестикулы. Поэтому средний палец руки именовался римлянами digitus impudicus, или infamis. Греки называли его кататшуооу, каковое слово отчасти совпадало по смыслу с латинским, за исключением того, что оно относилось в особенности к унизительным действиям, которые тогда менее скрывались, чем в нынешние времена. Демонстрация руки, сложенной таким образом, называлась у греков словом TtKipaAiCeiv и считалась самым низким оскорблением, поскольку оно понималось как утверждение, что человек, которому оно было адресовано, привержен противоестественному пороку.
Тем не менее жест таким образом сложенных пальцев рассматривался в старину как амулет, защищающий от магического воздействия, и изображение руки, сложенной таким образом, изготавливали из различных материалов и носили при себе, точно так же, как фаллос. Этот предмет нередко встречается среди римских древностей, а гностики приняли его в качестве одного из своих символических изображений. Второй из этих двух видов фаллической руки, где большой палец образует фаллос, также был хорошо известен римлянам. Встречаются часто образцы, изготовленные из разных материалов, таких как бронза, коралл, ляпис-лазурь и горный хрусталь, причем их размер с очевидностью свидетельствует, что эти фигурки предназначались для ношения в качестве подвески на шее или на других частях тела. В неаполитанском Мшёе Secret имеются образцы таких амулетов в виде двух рук, соединенных локтями, причем одна из них оканчивается головкой фаллоса, другая — рукой, сложенной в только что описанную фигуру, — которые, по-видимому, предназначались для подвешивания к дамским ушам. Этот жест руки, по-видимому, получил свое название в позднелатинский период, хотя мы не знаем точно, с какого времени слово ficus — фига — начало использоваться в этом смысле. Ficus, будучи словом женского рода, обрело в народном языке более привычную форму для существительного женского рода — flea, от которой произошло итальянское fica (теперь заменившееся на flco), испанское higa и французское flgue. Флорио, который приводит слово fica — фига, утверждает, что оно вдобавок используется в смысле «женской притягательности».
Видимо, его можно зачислить в один класс с теми несколькими фруктами, вроде граната или абрикоса, которым придавался эротический смысл. Под таким названием на протяжении всего Средневековья, особенно на юге Европы, где римские традиции были сильнее, эта форма сохраняла свое значение и в качестве защитного амулета, и в качестве оскорбительного жеста. Итальянцы называли этот жест fare la fica, — сделать или состроить фигу кому-нибудь; по-испански это звучит dar una higa — дать фигу; а у французов, как и у итальянцев, — faire la figue. Мы можем проследить употребление этой фразы по крайней мере до ХИН столетия. На судебном процессе против тамплиеров в Париже в 1309 году одного из братьев ордена, поскольку он был в своих ответах довольно дерзок и легкомыслен, спросили на допросе ради забавы, «приказывал ли ему вышеупомянутый приемщик (тамплиер, который принимал нового кандидата) показать распятию фигу, устроенную из пальцев». Здесь было употреблено точное латинское слово ficus; и то же самое во множественном числе в документе от 1449 года, в котором упоминается о требовании сделать фиги обеими руками другому человеку. Это выражение, по-видимому, появилось в английском языке во времена Елизаветы и было перенято от испанцев, с которыми у англичан тогда были очень тесные отношения. Такой вывод мы делаем из того обстоятельства, что английское выражение звучало to give the fig (dar la higa), писатели Елизаветинской эпохи называли это «испанской фигой».
Это выражение сохранилось во всех упомянутых странах вплоть до нынешних времен, а мы по-прежнему говорим по-английски «дать за это фигу». И это не означает, что мы оцениваем кого-то или что-то не более чем в стоимость фиги, но что мы бросаем то оскорбление, которое подразумевается, когда кому-то показывают фаллическую руку, и которое греки, как было сказано выше, называли oKipaAiCeiv. Тот способ выказать презрение, который подразумевался под фигой, все так же хорошо известен в среде низших классов английского общества, и он же сохранился в большинстве стран Западной Европы.

В числе других писателей, которые упоминают эту статую есть Абрахам Голнитц, опубликовавший отчет о своих путешествиях во Францию и Бельгию в 1631 году, который сообщает, что это было изваяние, высеченное из камня, около 30 сантиметров высотой, с поднятыми руками и широко расставленными ногами и что фаллос был полностью стерт женщинами, которые имели обыкновение скрести его и делать из полученного порошка снадобье, которое пили, предохраняясь от бесплодия. Голнитц далее говорит, что фигура Приапа была помещена над входом во двор храма Святого Валбургиса в Антверпене, о котором некоторые любители древностей высказывают предположение, что он построен на месте храма, посвященного этому божеству. Судя по сообщениям этих авторов, некогда женщины Антверпена украшали фаллосы подобных фигур гирляндами.

Употребление приапических фигурок в качестве амулетов, ношение их как защиты против дурного глаза и других пагубных воздействий — которое, как мы уже говорили, было чрезвычайно распространено среди римлян — конечно же сохранялось и в Средние века и, как мы увидим немного погодя, не совершенно исчезло и сегодня. Вполне естественно было верить, что эти фигурки, один только взгляд на которые уберегал от несчастья, должны были приносить гораздо больше пользы, если иметь их при себе постоянно. Римляне называли такой фаллический амулет (как при других обстоятельствах называли и саму фигуру) именем fascinum — на старофранцузском fesne. Об этом предмете мы вряд ли смогли бы найти у средневековых авторов прямое упоминание, но нам встречались образцы самого предмета, обыкновенно сделанные из свинца (что доказывает их народный характер) и датируемые периодом, растянувшимся, вероятно, от XIV до начала XVI века. Поскольку нашим знакомством с этими амулетами мы практически полностью обязаны одному их собирателю из Парижа, М. Форго, который добыл их главным образом из одного источника — реки Сены, — то надо полагать, что наши теперешние знания о них весьма недостаточны, и вполне вероятно, что такие амулеты были в ходу и в более ранний период. В качестве иллюстрации к данному разделу нашей темы мы можем описать некоторые из этих средневековых фаллических амулетов, хранящихся в частных коллекциях; и вначале обратим внимание на ряд предметов, истинное назначение которых темно и неясно. Это маленькие свинцовые значки или медальоны, имеющие на лицевой стороне изображение мужского или женского органа, а на оборотной — крест: любопытный намек на то, что христианам не был чужд культ производительных сил природы. Эти свинцовые значки, которые находили в Сене, впервые собрал М. Форго, он же известил о них собирателей древностей и в своей работе, посвященной свинцовым фигуркам, найденным в этой реке, опубликовал рисунки образцов. Мы приводим по пять образцов медалей каждого пола, с лицевой и обратной стороны. Можно видеть, что почти у всех фаллосов, изображенных на этих медалях, имеются крылья; у одного — птичьи лапы с когтями; у другого — колокольчик, подвешенный на «шею». Эти характерные черты демонстрируют либо очень отчетливую традиционную форму римских фаллических украшений, либо являются подражанием образцам римских фаллосов, существовавших тогда, — последнее вероятнее. Однако и это не обязательно, поскольку колокольчики, имеющиеся в двух образцах, приведенных на нашей следующей иллюстрации и также принадлежащих к коллекции М. Форго, средневековые, а не римские, хотя сами образцы имеют все ту же хорошо известную форму. На первом женщина держится за уздечку и восседает верхом на фаллосе, снабженном мужскими ногами. Эта фигура, очевидно, предназначалась для украшения платья в качестве броши, на оборотной стороне сохранилась фиксирующая булавка. Два других образчика представляют собой фигурки крылатых фал-

лосов, один с колокольчиком, второй с колечком, оставшимся, без сомнения, после того, как колокольчик отломался. Четвертый экземпляр представляет собой громадный фаллос, прикрепленный к середине тела маленького мужчины. Еще на одном, который, очевидно, предназначался в качестве шейной подвески, органы обоих полов объединены. Еще три свинцовые фигурки, очевидно амулеты, которые находились в коллекции Форго, являют собой весьма необычную вариацию этой формы, представляя фигуру, судя по атрибутам, предположительно мужскую, хотя он носит платье и головной убор женщины. Странность состоит в том, что у него имеется фаллос и спереди, и сзади. На той же иллюстрации представлен еще более замечательный пример сочетания креста и эмблемы рассматриваемого нами культа на предмете, найденном в Сан-Агати-ди-Готи близ Неаполя, который находился ранее в коллекции Бересфор-да Флетчера, а теперь пребывает в коллекции Амброза Рушенбергера из Бостона (Соединенные Штаты).

Это crux ansata, образованный четырьмя фаллосами, с кружком женских органов вокруг центра; и, судя по петле, он предназначался для подвешивания. Поскольку этот крест изготовлен из золота, нет сомнений, что он предназначался для некой персоны высокого ранга, возможно духовного лица; и едва ли можно сомневаться, что он имеет определенную связь с приапическими ритуалами или празднествами. Последняя фигура на той же иллюстрации также взята из коллекции М. Форго. Судя по монашеской сутане и веревке, обвязанной вокруг пояса, можно, видимо, считать ее сатирой на монахов нищенствующего ордена, часть которых не носила штанов, и всех их поголовно обвиняли в том, что от них исходит великая угроза женской нравственности.

В Италии мы можем проследить непрерывную традицию употребления этих фаллических амулетов гораздо более отчетливо, нежели в наших более западных странах.

 

Мы приводим два образца бронзовых амулетов, соответствующих данному описанию. Один из них, как видно на иллюстрации, обвит змеей. Эти амулеты, как считается, настолько важны для личной безопасности того, кто ими владеет, что трудно встретить сельского жителя без такого амулета, который он обычно носит в жилетном кармашке.

Существует другая, менее откровенная фаллическая фигура, в течение многих веков служившая амулетом. У древних было два вида предмета, который коллекционеры именуют фаллической рукой. Один из них тот, где средний палец вытянут вверх, а большой и другие пальцы подогнуты, а второй — где весь кулак сжат, но большой палец просунут между указательным и средним. Первая из этих форм представляется более древней, и понятно, что при помощи вытянутого среднего пальца она должна изображать membrum virile, а согнутые пальцы по обеим его сторонам означают тестикулы. Поэтому средний палец руки именовался римлянами digitus impudicus, или infamis. Греки называли его кататшуооу, каковое слово отчасти совпадало по смыслу с латинским, за исключением того, что оно относилось в особенности к унизительным действиям, которые тогда менее скрывались, чем в нынешние времена. Демонстрация руки, сложенной таким образом, называлась у греков словом TtKipaAiCeiv и считалась самым низким оскорблением, поскольку оно понималось как утверждение, что человек, которому оно было адресовано, привержен противоестественному пороку.

Тем не менее жест таким образом сложенных пальцев рассматривался в старину как амулет, защищающий от магического воздействия, и изображение руки, сложенной таким образом, изготавливали из различных материалов и носили при себе, точно так же, как фаллос. Этот предмет нередко встречается среди римских древностей, а гностики приняли его в качестве одного из своих символических изображений. Второй из этих двух видов фаллической руки, где большой палец образует фаллос, также был хорошо известен римлянам. Встречаются часто образцы, изготовленные из разных материалов, таких как бронза, коралл, ляпис-лазурь и горный хрусталь, причем их размер с очевидностью свидетельствует, что эти фигурки предназначались для ношения в качестве подвески на шее или на других частях тела. В неаполитанском Мшёе Secret имеются образцы таких амулетов в виде двух рук, соединенных локтями, причем одна из них оканчивается головкой фаллоса, другая — рукой, сложенной в только что описанную фигуру, — которые, по-видимому, предназначались для подвешивания к дамским ушам. Этот жест руки, по-видимому, получил свое название в позднелатинский период, хотя мы не знаем точно, с какого времени слово ficus — фига — начало использоваться в этом смысле. Ficus, будучи словом женского рода, обрело в народном языке более привычную форму для существительного женского рода — flea, от которой произошло итальянское fica (теперь заменившееся на flco), испанское higa и французское flgue. Флорио, который приводит слово fica — фига, утверждает, что оно вдобавок используется в смысле «женской притягательности».  Кстати, на портале наших партнеров вы можете найти надежный и точный калькулятор вкладов.

 

Видимо, его можно зачислить в один класс с теми несколькими фруктами, вроде граната или абрикоса, которым придавался эротический смысл. Под таким названием на протяжении всего Средневековья, особенно на юге Европы, где римские традиции были сильнее, эта форма сохраняла свое значение и в качестве защитного амулета, и в качестве оскорбительного жеста. Итальянцы называли этот жест fare la fica, — сделать или состроить фигу кому-нибудь; по-испански это звучит dar una higa — дать фигу; а у французов, как и у итальянцев, — faire la figue. Мы можем проследить употребление этой фразы по крайней мере до ХИН столетия. На судебном процессе против тамплиеров в Париже в 1309 году одного из братьев ордена, поскольку он был в своих ответах довольно дерзок и легкомыслен, спросили на допросе ради забавы, «приказывал ли ему вышеупомянутый приемщик (тамплиер, который принимал нового кандидата) показать распятию фигу, устроенную из пальцев». Здесь было употреблено точное латинское слово ficus; и то же самое во множественном числе в документе от 1449 года, в котором упоминается о требовании сделать фиги обеими руками другому человеку. Это выражение, по-видимому, появилось в английском языке во времена Елизаветы и было перенято от испанцев, с которыми у англичан тогда были очень тесные отношения. Такой вывод мы делаем из того обстоятельства, что английское выражение звучало to give the fig (dar la higa), писатели Елизаветинской эпохи называли это «испанской фигой».

Это выражение сохранилось во всех упомянутых странах вплоть до нынешних времен, а мы по-прежнему говорим по-английски «дать за это фигу». И это не означает, что мы оцениваем кого-то или что-то не более чем в стоимость фиги, но что мы бросаем то оскорбление, которое подразумевается, когда кому-то показывают фаллическую руку, и которое греки, как было сказано выше, называли oKipaAiCeiv. Тот способ выказать презрение, который подразумевался под фигой, все так же хорошо известен в среде низших классов английского общества, и он же сохранился в большинстве стран Западной Европы.

Источник: http://sunny-woman.com.ua

 

 

Последние материалы

Популярное

Поиск от Google
О женщине
«Красивая женщина – рай для глаз, ад для души и чистилище для кармана»

Французский писатель Бернар Фонтенель
Увидели опечатку?
Выделите текст и нажмите Shift+Enter.
И мы в ближайшее время ее исправим!
Случайная новость

В последнее время на рынке строительных материалов появляется все больше новинок. Одной из интересных предложений является  палубная (террасная) доска в Украине. Террасной доской очень удобно оформить оригинальные дорожки в вашем саду, покрытие вокруг бассейна, пол на открытой веранде, дорожки вдоль водоемов. Террасную доску называют декинг. Дорожки, пол или помосты получаются очень прочными, ну и долговечными, так как технология изготовления изделий предусмотрена из древесно-полимерного композита, для ее изготовления используется специальное оборудование.

Подробнее ...