загрузка...

Что печатали в дореволюционном Киеве-2Что печатали в дореволюционном Киеве-2

Польза от упадка 
Сто лет назад в Киеве были хорошо известны издательство Семена Богуславского, типография Ивана Чоколова, книжные магазины Николая Оглоблина. Однако не самую громкую славу в этом деле получила семья Кульженко. Основатель издательской марки Стефан Васильевич Кульженко до 1864 г. работал в чужой типографии, но, воспользовавшись ее упадком, взял заведение в аренду, а впоследствии приобрел его. Прекрасно ориентируясь во всех тонкостях профессии, он сразу приступил к развитию и совершенствованию типографии. Вложив деньги в приобретение лучших образцов полиграфической техники, пригласив опытных мастеров, Кульженко снискал славу благодаря гарантированному качеству и широким техническим возможностям, в определенной степени эксклюзивным. Обычную типографию он превратил в «фотолитотипографию» с переплетным отделом, выпускавшая книги в чрезвычайно красивом оформлении, с черно-белыми и цветными иллюстрациями.
1897 предприятие Кульженко насчитывало 170 рабочих мест (количество которых все больше возрастала), ежегодно производило продукции на 184 тыс. руб. Во многих случаях владелец типографии выступал и в роли издателя. А реализовывал товар через собственный фирменный магазин, в котором печатная продукция продавалась вместе с канцелярскими принадлежностями для заводских и банковских контор. 
С юношеских лет помощь Стефану Кульженко оказывал его сын Василий, сообщает http://www.businessclass.kiev.ua. Он и возглавил дело после смерти отца в январе 1906-го. Кстати, захоронение Кульженко на Байковом кладбище сохранилось, и сейчас о нем заботятся охранники памятников истории и культуры. Василий Стефанович продолжал традиции отца по исключительного качества, соблюдение высокого вкуса и внедрения технических новшеств в фирме. Он также занимался созданной в Киеве школой печатного искусства. 

В память 
Изготовление печатной продукции для тех, кто хотел сохранить память о посещении Киева, было целой индустрией. В городе печатали многочисленные путеводители и иллюстрированные очерки о городе, фотоальбомы и открытки.Под маркой типографии Кульженко, например, получилась презентабельная книга «Киев теперь и прежде», приуроченная к празднованию 900-летия Крещения Руси в 1888-м. Содержательный текст были объединены с роскошным рисунком обложки, сотнями иллюстраций (в виде фотографий и гравюр). Такую книгу не стыдно было подарить царю Александру III и царицы Марии Федоровне, за что царская семья письменно выразила благодарность. 
Тот самый Кульженко напечатал популярный путеводитель Киевом, который в конце XIX века подготовил издатель Василий Бублик. Путеводитель имел карманный формат и тоже содержал подборку фотографий, предоставленных учреждением Стефана Кульженко. Впрочем, кульженкивськи фоторепродукции распространялись и в больших размерах. Их комплектовали в специальных хорошо оформленных папках с названием фирмы. Комплект в папке с 20-30 репродукций стоил полтора-три рубля. Значительно дешевле были обычные открытки с городскими видами. Их цена колебалась в пределах 5 копеек за карточку. Следует заметить, что выдавали и торговали открытками разнообразные фирмы, и киевские сюжеты появлялись на продукции, подготовленной не только в Киеве, но и в Москве и Петербурге, Бродах и Коломые, Дрездене и Стокгольме. 
Самым активным поставщиком рынка открыток был киевлянин Дмитрий Марков.Он владел издательством и фотоателье на Крещатике. Поэтому на карточках Маркова, как правило, содержалась оговорка, что фото является его собственностью, - подобие нынешнего копирайта. Чтобы товар лучше расходился, Марков охотно оживлял его с помощью коллажей. Благодаря этому на изображениях дополнительно появлялись прохожие и трамваи, на Днепре - лодки и пароходы, в небе - птицы ... Однако еще изобретательней оказался московский издатель Илья Селин. По его листовках был изображен киевский почтальон, с миниатюрной сумки которого можно было вытянуть целую «гармошку» маленьких киевских пейзажей. Теперь бывшие копеечные открытки с ландшафтами города на Днепре - предмет предприимчивого коллекционирования. Вдохновленные сборщики готовы отдать за некоторые экземпляры сотни долларов.

 



Источник: http://sunny-woman.com.ua/

 

Последние материалы

Популярное

Поиск от Google
О женщине
«Красивая женщина – рай для глаз, ад для души и чистилище для кармана»

Французский писатель Бернар Фонтенель
Увидели опечатку?
Выделите текст и нажмите Shift+Enter.
И мы в ближайшее время ее исправим!
Случайная новость

О форме дивана

Восток разительно отличается от Запада, кажется, что это не только разные культуры, скорее мы видим абсолютно противоположные миры, но все же, нашелся предмет, который стал связующим звеном между ними.

Подробнее ...